мужское тщеславие и кайф от работы

Найти призвание или прожить не свою жизнь. Почему деньги мотивируют исполнителей, но не лидеров

Где найти мотивацию, когда невозможно строить планы на будущее

В последние два года сложно было ставить цели и прогнозировать свою жизнь. Это серьезно отразилось на мотивации людей. Уже в начале 2021 г. в ходе опроса, проведенного компанией «Мегаплан» среди 1655 сотрудников и руководителей малого и среднего бизнеса, мотивация снизилась у 49,4% респондентов. Почти 30% сообщили, что события 2020 г. никак не повлияли на их трудоспособность и мотивацию. Еще 22% ответили, что год эпидемии и ограничений дал им стимул работать усерднее.

Постановка целей

Падение мотивации стало серьезным вызовом для людей не только в рабочих, но и в жизненных и бытовых вопросах. Психологи отмечают, что отсутствие четких целей в жизни может привести к отчаянию, тревогам и когнитивным заболеваниям. Например, с 1997 г. в рамках глобального проекта Rush Memory and Aging изучаются вопросы старения и памяти. Как показали исследования в разных странах, у пожилых пациентов, имеющих цель в жизни, в 2,5 раза больше шансов избавиться от деменции и на 52% меньше вероятность возникновения инсульта. Такое мнение подтверждают и российские специалисты.

«Шанс на восстановление после тяжелых болезней и на увеличение продолжительности жизни выше у тех, кто действительно занят чем-то интересным, чувствует за собой большую ответственность, – подчеркивает врач-терапевт Надежда Чернышова. – Отсутствие целей, которые зажигают и позволяют чувствовать полноту жизни, часто приводит к ухудшению физического состояния». Если активный человек после выхода на пенсию не находит себя и интересное занятие, он быстро теряет здоровье и уходит из жизни, поясняет Чернышова. Обратный пример – ученые преклонного возраста, которые продолжают преподавать и развиваться, тем самым сохраняя когнитивные функции.

Еще одно исследование под названием «Цель жизни как показатель смертности во взрослом возрасте» провели в 2014 г. ученые Патрик Л. Хилл и Николас А. Туриано (Patrick L. Hill, Nicholas A. Turiano. Purpose in life as a predictor of mortality across adulthood). Они выяснили, что даже однократное отклонение от рядовых будней в сторону повышения своей цели снижает риск смерти в течение следующего десятилетия на 15%. И это не зависит от возраста, в котором люди поставили перед собой цель.

Прожить не свою жизнь

Чаще всего понятие «мотивация» применяется к работе или какой-то деятельности. По данным опроса ВЦИОМа, в 2021 г. основной мотивацией работать для россиян стала достойная оплата труда (44%). При этом 24% респондентов готовы работать лучше, если зарплата будет выше. 

Однако денежная компенсация не всегда удовлетворяет более глубокие, внутренние и духовные потребности людей. Материальная сторона чаще характерна для людей-исполнителей, а не лидеров, являющихся хозяевами своей судьбы, считает Ольга Маховская, старший научный сотрудник Института психологии РАН. «Для исполнителя внешняя мотивация является практически единственной, но он будет исполнять чужую программу, не по своей инициативе. Таков торг с судьбой: высокая готовность исполнять за зарплату. Он делегирует ответственность за свою жизнь другим людям», – подчеркивает Маховская.

Человек может это не осознавать, но психологические кризисы, которые происходят раз в 10 лет, обостряют ощущение, что он проживает не свою жизнь. «Ощущение отчуждения возникает, когда человек выполняет разумную, общественно-полезную работу, но которую придумал не он. Так ребенок следует указаниям родителей, потом проходит 30–40 лет, а он все еще в этой программе», – приводит пример Маховская. Человек настолько привыкает следовать этому сценарию, что предполагаемая «свобода» постоянно откладывается. «Такое откладывание может происходить до конца дней. В итоге человек проживает не свою жизнь. При этом внешне она может быть вполне благополучной: человек построил дом, вырастил ребенка, написал книгу – ему не стыдно. Но могло быть по-другому. Возникает необъяснимая тоска», – говорит Маховская. Все это приводит к бунту, когда человек «переписывает» себя, вспоминает, кем хотел быть, кого любил и за что был готов бороться. В этот период часто случаются серьезные конфликты во внешне благополучных семьях: надолго отсроченные разводы или полный разрыв с родителями. Человек пытается вернуться к себе, найти себя настоящего.

Найти свое призвание

Успешные предприниматели находят разную мотивацию для своего дела. Сергей Миронов,

основатель ресторанов «Мясо&Рыба», омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы отмечает, что для него важно получать удовольствие от работы: разрабатывать блюда, а также новые системы управления, тренингов и видеть в этом результат. «Для меня это интересная игра, – поясняет Миронов. – Местами такое мужское тщеславие – получить результат выше, лучше, чем у других. Наверное, это для меня мотивация».

За период пандемии в жизни Миронова случались моменты, когда приходилось разочаровываться в некоторых процессах и людях. «Если я чувствую, что теряю мотивацию, то не зацикливаюсь, не заставляю себя делать то, что мне не нравится. Переключаюсь на другую цель. Если это не бизнес, то какая-то общественная работа, блага для ресторанного бизнеса, справедливость для малого и среднего бизнеса. Если я вижу, что где-то могу быть полезнее, то беру и занимаюсь этим», – говорит Миронов. При этом в работе он не применяет силу воли: «Сила воли нужна тогда, когда, сцепив зубы, делаешь то, что не получается или во что не веришь. Если нравится то, чем занимаешься, сила воли не нужна».

У спортсменов другой подход. Российский гимнаст, четырехкратный олимпийский чемпион Алексей Немов считает силу воли очень важным аспектом. «Сила воли, подход к делу, характер и умение пересилить свое «не могу, не хочу, не буду» – из этих вещей и складывается жизнь. Сказать себе «надо», идти и делать», – подчеркивает Немов. Помогает не падать духом и ответственность перед командой. «Ты тренируешься по три раза в день на протяжении 20 лет и каждый раз говоришь: все, больше не могу. Потом смотришь на своих ребят, друзей, которые с тобой просыпаются в 7.05, чтобы в 7.15 вместе быть на тренировке, и понимаешь, что не можешь их подвести. Несмотря на свою травму, ведь впереди – Олимпийские игры».

На протяжении большой части жизни его мотивировала главная мечта – стать олимпийским чемпионом. Он шел к ней шаг за шагом, много тренировался, проходил через поражения, неудачи и победы. Главными мотиваторами стали самые близкие люди – мама, тренер и спортсмены, с которыми он жил в одной комнате на протяжении 10 лет – фактически ставшие семьей. Немов подчеркивает, что вкус победы можно почувствовать, только пройдя непростой путь. «Неудачи и победы друг без друга невозможны. Если ты все время побеждаешь, ты не можешь понять прелесть победы, таких людей я не встречал. Поражение – тоже часть успеха, и здесь самое главное – знать, когда и где выигрывать, когда выкладываться на все сто».

Многие успешные люди признаются, что хороших результатов они достигли потому, что нашли свое призвание и получают удовольствие от работы. Олег Климов, владелец группы компаний SDG, вице-президент Российского совета торговых центров, занимается бизнесом уже 30 лет. «С чем бы я ни сталкивался, через какое-то время обязательно возникает понимание, для чего я это делал. Поэтому все, что я делаю, мне нравится», – говорит Климов.

Мотивацией для Климова также является доход от бизнеса. «Когда ты зарабатываешь деньги с чего-либо, оно лучше работает, чем когда ты какое-то время работаешь вхолостую. Но в любом случае обязательна сила воли, чтобы что-то поднимать». Потеря мотивации является сигналом к тому, что не стоит этим направлением заниматься, считает Климов.

Результатом работы и усилий Климов видит возможности для успешной и счастливой жизни, образования детей и обеспечения спокойной старости для своих родителей: «Глобальная цель у всех нас – чтобы рождались дети, получали образование, росли и могли пользоваться тем, что ты наработал. Это, наверное, самое главное. Но и себя важно развивать во всех направлениях, в путешествиях, в бизнесе – везде. Для этого ты и зарабатываешь, чтобы это все видеть»

Наверх
Заголовок страницы